Хорошие газеты
Газета Быть добру Международная газета
"Быть добру"


Родная газета Международная газета
"Родная газета"
Подписаться на рассылку
Подпишись на рассылку "Быть добру"
Рассылка о хороших событиях,
интересных мероприятиях
и полезных объявлениях.

Рассылка группы Google "Быть добру"
Электронная почта (введите ваш e-mail):

Рассылка Subscribe.Ru "Быть добру"
Подписаться письмом











Группы








Загрузка...










Впечатления после поездки по родовым поселениям (2005 г.)

В конце июля начале августа (2005 г.) мы с Алексеем (автор из Питера - ред.) и нашими друзьями из Москвы за 2 недели объехали 8 поселений, расположенных в Центральном Федеральном округе. В клубе уже о поездке рассказали, а сюда никак было не написать: хотелось подробно, но трудно выкроить время на обстоятельный рассказ. Сейчас частично он готов, постепенно буду выкладывать с продолжениями.
Эти записи сделаны на основании того, что отложилось в памяти. Поскольку в чём-то она могла подвести (или в разговорах какая-то информация могла быть неверно понята), прошу возможных читателей - жителей упоминаемых поселений простить, если допущены неточности в изложении и, по возможности, поправить.
 
* * *
Мы объехали 8 поселений, расположенных вокруг Москвы на расстоянии 200-300 км от МКАД. Вернее, поселениями в той или иной степени развитости из них являются 7, а одно находится в стадии оформления земли (Миродолье). Прежде чем рассказывать о каждом в отдельности, попробую выразить некоторые общие впечатления.
Когда быстро перемещаешься с место на место, в реальности убеждаешься, что земля очень разная. Каждое место отличается от всех других, и не только рельефом. Разная растительность (что является результатом и климатических различий, и почвенных), но главное - разная энергетика. Каждое место обладает своим особым характером, и в одном тебе раздольно, в другом - спокойно, в третьем - бодро и радостно, а в четвёртом - тяжело и сонно. Но при этом кому-то другому тяжелое для тебя место оказывается приятным, и наоборот. Так что, выбор места под поместье - очень индивидуальный процесс, и стОит отнестись к нему ответственно (ведь жить на выбранном месте предстоит всю жизнь).
Общее впечатление от всех поселений, существующих более 3-х лет: перед нами - социальные образования невиданного доселе типа. Действительно, поначалу это изумляет: огромные участки, стоящие далеко друг от друга домики, очевидно объединённые в то же время в единое целое, в общее населёное пространство. Это не деревня, не садоводство, не коттеджный посёлок, где дома теснятся друг к другу, но это и не хутора, существующие обособленно от соседей. Здесь у каждого - простор, но каждый связан общей жизнью с другими поселенцами. Здесь все здороваются, радостно и приветливо обращаясь и к жителям, и к приезжим. Здесь то и дело встречаются удивительные молодые лица, в которых светятся простое, естественное величие, покой, радость. Какими несчастными, затеснёнными, дисгармоничными кажутся теперь по сравнению с поселениями не только деревни, но и скопления новеньких особнячков за высоченными кирпичными заборами!
Строят в основном простые домики (6 на 6 метров + двускатная крыша), как наиболее экономичные, и это, конечно, обедняет внешний вид поселения. Лишь некоторые отваживаются на нестандартную форму (круглую, восьмигранную и др.), на затейливую веранду, на усложнённую крышу (изменяющиеся углы наклона, остроконечные коньки, боковые фронтончики), но зато и смотрятся их симпатичные домики как украшения поселений. Хочется надеяться, что примитивизм основной массы строений - временное явление, вызванное экономической необходимостью, и что со временем поселенцы будут совершенствовать и украшать свои жилища. Думается, что искусственные строения в поселении должны быть как можно более гармоничны и разнообразны, чтобы не диссонировать гармонировать с красотой и разнообразием природы. Ведь архитектура, пусть даже в таких небольших количествах, формирует и характеризует пространство в не меньшей степени, чем зелёные насаждения. На живом опыте мы убедились, что рядом с затейливым приятным домиком находиться гораздо радостнее, чем возле квадратного двускатика. Возможно, кроме непосредственного зрительного впечатления, тут ещё играет роль количество творческой энергии, вложенной хозяином в своё жильё, - воплощенная в материальном, она теперь излучается в пространство.
Пруды рыть все хотят (и многие роют, т.к. во многих поселениях есть свой экскаватор), но вода в них приходит не везде. В низинках и на равнине она есть, а если участки расположены на верхних точках холмистых полей, ямы стоят сухими. В первые год-два пруд, вырытый в глинистой земле, выглядит неприглядно - мутная желтовато-серая лужа, в которую совсем не хочется лезть. Но на третий год появляется водная растительность, которая очищает воду, заиливается дно, вода становится прозрачней, берега обрастают характерными для озёр растениями, и прудик становится всё более симпатичным.
Относительно растений (для питания). Во всех поселениях нам говорили одно и то же: «Все мы приезжаем на землю такие "всё знающие" после прочтения книг Мегре, с уверенностью, что всё само будет расти. Но реальность всё быстро расставляет по местам. Не растёт оно "само" - и сорняки забивают, если их не рвать, и полив нужен, и землю надо навозом удобрять. Видимо, само будет расти гораздо позже, когда мы сформируем гармоничную среду». Однако те, кто использует советы так вовремя появившихся книг Курдюмова, тратит сил на прополку и полив в десятки раз меньше, а урожай получает отменный. Такие примеры мы также видели во всех поселениях. Но при этом возникает вопрос: а как было бы, если бы не появились эти книги (Курдюмов, при этом, не принадлежит к движению ЗКР)? Интересны были бы примеры открытий взаимодействия растений, обогащения ими почвы, - открытий, сделанных самими поселенцами, потому что именно это было бы в русле идей Анастасии. Люди пытаются экспериментировать, но каких-то интересных результатов пока нет (хотя, конечно, надо учитывать, что поговорить нам удалось лишь с несколькими людьми в каждом из поселений). Запомнился лишь один любопытный опыт: когда среди картошки стали сажать цветы бархатцы, на неё перестал нападать колорадский жук.
Ещё интересный момент. В каждом поселении есть по несколько человек, разместивших на своих гектарах пасеки. Но лишь кое-где, в качестве осторожного единичного эксперимента, мы видели колоды, устроенные в соответствии с рассказом Анастасии. Подавляющее же большинство ульев организованно традиционным способом. И пчеловоды-анастасийцы аргументируют своё решение: в улье пчелам можно помочь (к зиме добавить меда, если видно, что они мало запасли); можно контролировать роение; можно регулировать объём части улья на одну семью, в зависимости от того, насколько она сильна; можно улей утеплить на зиму. В колоде же семья может погибнуть, если забрать случайно треть и больше мёда (а сколько мёда всего накоплено, в колоде не видно); может замерзнуть зимой (такие случаи бывали); в процессе роения может улететь более сильная семья, а остаться слабая. В общем, с этой частью идей Анастасии пока не всё однозначно и понятно, будущее покажет. Колоды люди всё же делают, стараются понять их преимущества.
Дети. Во всех поселениях мечтают о школе, но нигде пока не организовали никаких элементов её. Видимо, это связано с тем, что все силы поселенцев сейчас вкладываются в строительство домов, в обустройство своих участков. Общие дома, которые предполагалось задействовать в том числе и для школьных занятий, пока используются как общежития: здесь останавливаются те, кто ещё не устроил на своём участке крышу над головой, а также приезжающие гости. Дети младшего школьного возраста в тех семьях, что перебрались на ПМЖ, учатся экстерном или переведены на семейное обучение. Старшеклассники или находятся в городе в течение учебных четвертей, или ходят в школу в ближайшие поселки. Есть единичные исключения из этой общей картины - родители, которые забрали детей из школы, но особой осознанности и развитости мы в их детях не заметили, и будущее их туманно. Один из поселенцев (очень продвинутый, трезвомыслящий, духовно развитый человек) сказал: "Я свою дочь к "анастасийцу", который таблицу умножения не знает, близко не подпущу". Подавляющее большинство понимает, что, несмотря на несовершенство существующей системы образования, учиться детям надо. Огорчает, однако, что даже в тех поселениях, которые существуют уже по несколько лет, пока не удалось создать никаких зачатков альтернативного обучения. Но радует уверенность поселенцев в том, что своя школа у них непременно будет.
В большинстве поселений наблюдается одна и та же закономерность: при количестве занятых участков 60-70 и выше, пока что активно обустраиваются и перебираются на ПМЖ не более 10-15 семей. Это те, у кого или есть средства на строительство дома, или присутствуют смекалка и решимость быстро и дёшево построить временное жильё (а то, что это возможно за месяц вдвоём с родственником-помощником и с расходами в 15-20 тыс. руб, мы видели на примере нескольких человек в разных местах). Из остальных часть приезжает летом на выходные и слегка что-то делает на участке, а около 50% - ВООБЩЕ НЕ ПОЯВЛЯЮТСЯ. И что делать с этими "мёртвыми душами", никто не знает. Как не совсем понятно и то, зачем они эту землю брали, и кто на ней в дальнейшем будет жить.
Активные поселенцы нуждаются в дорогах и, почти все, в электричестве (по крайней мере, временно). Но всегда есть группа людей, стремящихся к максимальному отказу от "благ цивилизации", и не поддерживающих идеи отсыпки дорог или подсоединения к ЛЭП. Правда, они пока не живут в поселении постоянно и, вроде бы, не собираются этого делать в ближайшем будущем (т.к. негде, а зимой всё же надежнее среди цивилизованных благ). Но основную работу и сбор средств по прокладке коммуникаций приходится проводить активистам-реалистам. А после того, как дороги проложены, по ним с удовольствием ездят былые "противники" (до настоящих конфликтов в поселениях, конечно, почти никогда не доходит, т.к. люди помнят, что они пришли сюда создавать пространства Любви).
И ещё одна общая закономерность: то внутреннее, что есть в душе у человека, пришедшего на свой гектар, здесь усиливается и обнажается. Если в человеке больше добра и чистоты, то на земле он становится ещё добрее, чище, светлее. Если же в нём много внутреннего негатива - неудовлетворённости, раздражительности, гордости и т.п. - жизнь на земле настолько усиливает эти качества, что людей в прямом смысле начинает "колотить" и "заносить". И человек убегает с земли. Судя по всему, многие из тех "мёртвых душ", что носа не кажут на свои гектары, столкнулись именно с этой внутренней проблемой.
Но, чем дольше существует поселение, чем больше в нем появляется домов, прудов, постоянно живущих семей, тем увереннее начинают себя чувствовать все остальные соседи и тоже начинают всё более активно обустраивать свои участки.
Первым в нашем маршруте было намечено поселение Миродолье в Сергиево-Посадском районе Московской области (недалеко от Хотьково). Правда, оказалось, что пока что это не поселение, а три ещё не размежёванных поля на расстоянии около 2-х км друг от друга. Уже три года организаторы поселения пытались оформить землю, и только этой весной, наконец, они получили на неё права. Так долго всё это тянулось потому, что в Миродолье решили идти не путём создания НП (некоммерческого партнерства), а иначе. Но о юридических тонкостях не буду распространяться в открытом доступе.
Из трёх полей нам больше всего понравилось место, расположенное вокруг лесной деревеньки Устинки. Деревушка спряталась в глубине леса, живет себе в тишине и уединении, скрытая от чужих глаз. К ней ведёт вполне нормальная грунтовая дорога (на других полях дороги еще предстоит делать). В деревне около 10 домов, никто из жителей продавать дом не хочет. У дороги - глубокий колодец с хрустальной ледяной водой. Вокруг деревни все поля принадлежат Миродолью. Этот участок сейчас почти целиком свободен. Вид во все стороны чудесный, местность чуть холмистая, видны берёзовые рощицы на фоне более тёмных лесов. Миродольцы очень зовут к себе людей. Места там красивые, вопрос с землёй теперь уже решен, так что, кто хочет - присоединяйтесь.
 
Окончание. Начало в газете «Быть добру», № 3 2006 г.
 
Из-за того, что процесс оформления земель в Миродолье слишком затянулся, часть людей, желающих поскорее строить родовое поместье, воспользовалась подвернувшейся возможностью выкупить у какой-то фермерши небольшое поле (40 га) километрах в 30 (в этом же районе). Таким образом, здесь около 3-х лет назад возникло небольшое поселение Светлое. Оно находится рядом с деревней Гальнево, контрастируя с ней рассредоточённостью домиков. К сожалению, над краем поля проходит ЛЭП, и это существенно портит состояние. Ещё это поселение - единственное, где мы встретили ветряки - генераторы электроэнергии. Два ветряка установлены на металлических вышках рядом с добротными двухэтажными домами (в каждом - внизу расположен встроенный гараж) и придают местности несколько механистический вид. Остальные поселенцы не поддерживают использование ветряков (так как по современным данным они вредны для живых организмов из-за производимых ими низкочастотных колебаний), и собираются приобретать солнечные батареи.
Дорога вглубь поселения отсыпана на общие средства (канавы вдоль неё копали сами); въезд на неё с деревенской дороги отгорожен металлическим шлагбаумом с замком.
Кроме одного кирпичного дома (лицевой кирпич выложен любовно, с узорами), все остальные домики деревянные, очень простой формы. На половине участков дома уже готовы, на других - в процессе строительства. Некоторые дома сложены из брёвен, срубленных в соответствии с лунным календарем (нам дали координаты Костромской фирмы, которая занимается такой обработкой дерева; в других поселениях мы также встречали клиентов этой фирмы). Участки здесь примерно по 1,5 га. Некоторые из них обнесены лёгким металлическим забором, построить который пришлось хозяевам для защиты от кабанов. Эти животные приходят из леса и портят все посадки. Однако защитились сеткой лишь 2-3 участка, остальные решают проблему иначе. Одна женщина рассказала нам следующее:
- Нам сказали, что кабаны вообще очень умные животные, и с ними можно подружиться.
- А как?
- Не проявлять к ним агрессию, не ставить капканов и прочее. А внутренне, мысленно мы старались общаться с ними, просили их нам не вредить.
- Не подкармливали их?
- Нет, этого не нужно делать.
- И что, они поняли вас?
- Видимо, да, потому что в этом году уже не приходили.
Аналогичного эффекта стараются добиться с зайцами, которые объедают зимой яблоньки. Надеются, что поймут и они.
Посреди поселения - общественный участок, на котором расположен длинный стол со скамьями под навесом на столбах (всё это построено совместными усилиями). Крыша навеса пока просто прикрыта рубероидом и кое-где течёт.
Постоянно в поселении пока живут только 2 пенсионерки, остальные бывают наездами, как на дачах, так как работают в Москве.
Гектары в основном находятся в первозданном виде - дикорастущее разнотравье, много колючек, чертополоха. Лишь возле саженцев трава подкошена, и выделены небольшие огородики. Саженцы в основном вялые, кое-где с желтеющими и подсыхающими листочками. Не хватает им тени, воды, и, главное, присутствия хозяев. Бегает много мышей. Но есть несколько участков, на которых траву регулярно выкашивают, и от этого меняется её состав - появляется много клевера, незабудки, сныть, лужок становится мягким, зелёным.
Видели участок, на котором много различных сооружений, сплетённых из лозы и соломы: шалаш, беседка (недостроенная), занятная арочка над тропинкой, ведущей к крыльцу. В верхней части арочки качаются две соломенные куколки - хозяин и хозяйка. И хоть на участке людей нет, но пройдёшь под арочкой, и само собой рождается приветствие этим хозяевам, и чувство, что ты в гостях. Саженцы обложены мульчой (сеном), и выглядят здоровыми и свежими. Дома здесь нет, но очень ощутимо пространство любви.
У многих на участках имеются колодцы, вырытые вручную (способом постепенного углубления бетонных колец, устанавливаемых одно на одно, из-под которых изымается земля). Есть очень глубокие колодцы (более 25 м). Водица отменная.
 
* * *
После Светлого по Ярославскому шоссе поехали до Переславля Залесского, и далее - в поселение Благодать. Оно располагается в очень красивом холмистом месте, причем от полей почему-то нет ощущения, что они когда-то были колхозными (впрочем, с момента последней вспашки прошло не менее 10 лет). Поселение ощутимо ЖИЛОЕ и совершенно ИНОЕ по состоянию, чем какие-либо посёлки. Среди жителей есть новорожденные дети, которые появились на свет уже при жизни поселения, но рожали пока женщины не на участках, так как ещё не обустроен для этого достаточно быт. Домики здесь разнообразные. При въезде, с холма, обозревается всё поселение, виден экскаватор (о нём ниже), два котлована (в одном угадывается пруд).
У леса - очень симпатичный домик с остроконечным коньком и боковым мансардным окном, окошки похожи на теремные. Хозяйка живёт с мужем здесь 3-й год, и от её участка исходит состояние живого пространства. Она рассказывает, что растения чувствуют присутствие человека и отношение к ним. Когда ёлочки или берёзки болеют, с ними ласково общаются, желают им здоровья, и они выздоравливают. Оказывается, в поселении есть два оперных певца (вернее, певец и певица), и в перспективных планах поселенцев есть создание своего оперного театра. Участки очень разные и по размерам и по форме. Есть огромные участки по 5, 6, 9 га. Напрямую нам не говорили, но по уклончивым обмолвкам мы поняли так, что набирали эти участки из расчета на будущих друзей, которых захочется видеть в поселении. То есть, формально свободных мест сейчас в Благодати-1 нет, но если поселению какие-то люди приглянутся, то для них место найдётся. (В нескольких километрах от Благодати-1 начинается межевание полей под поселение Благодать-2. Но об этом мы узнали только по рассказам, а увидеть эти поля и людей не удалось.) Участок, на котором роют пруд (пока это - глубокая яма, на дне которой виднеется маленькая жёлтая лужица глиняной воды), - как раз у певицы (правда, её в тот момент не было дома). На крыше - солнечная батарея. Экскаваторщик рассказал, что вначале хотел брать здесь участок, но обилие комаров и слепней его оттолкнуло, и он собирается организовывать поселение под Мичуринском (где потрясающие чернозёмы), зовет людей (у нас есть его координаты). Сейчас он работает исключительно в Благодати (у него свой самосвал и экскаватор) - делает им дороги, пруды, котлованы под фундаменты, погреба. Когда делали дорогу, было некоторое противостояние между теми, кто за дороги, и теми, кто против. В результате дорожных работ образовался развал на холме, и одна поселенка объявила по этому поводу созыв общего собрания. Но до назначенного ею срока оставалось два дня, и мужчины собрались, всё расчистили, сделали скамейку. Получилась прекрасная видовая площадка. Ко дню собрания вопрос был исчерпан, и девушка согласилась, что обсуждать уже нечего. Часть участков располагается практически в лесу. Вернее, это "поля", на которых за 10 с лишним лет вырос молодой смешанный лес. Там много черники, земляники. Участки изрезаны канавками, которые сделали лесники для выращивания молодых ёлочек (оказывается, они лучше принимаются на склонах). Среди молодых деревьев особая атмосфера, очень уютно. Хорошо принимаются кедры, но только не те, что были куплены с оголёнными корнями. Если у саженца сухие корни, он, как правило, не выживает. Здесь тоже роют пруды, и хозяин одного из них запустил в воду мальков. Всё думал - выживут или нет (есть-то там им, вроде, пока нечего). Однако, рыбки выжили, и даже перезимовали. Встретили молодую женщину с двухлетней дочкой. Они хотят постепенно перейти на естественное питание и сейчас пробуют разные растения, активно включают их в свой рацион (корни лопухов, спорыш, мышиный горошек и другие). Говорит, - всё это очень вкусно, ничуть не хуже привычных овощей. Женщина очень спокойная и здравомыслящая, рядом с ней приятно находиться. Сама она, естественно, вегетарианка, и дочку тоже никогда не кормила ни мясом, ни рыбой. Вопреки страхам "цивилизованных" людей (общеизвестное убеждение – "ребенок должен есть мясо, иначе он не будет расти и развиваться"), девочка выглядит совершено здоровой, весёлой и нормально развитой. В школу мама отдавать её не собирается, говорит, что будет учить её сама. Любимая книжка девочки сейчас - книга о лекарственных растениях. Один из поселенцев, у которого мы побывали в гостях, переехал с семьей из Туркменистана и сейчас на месяц через месяц ездит туда на заработки - он бурильщик-нефтяник. При этом он за 2 года серьёзно обустроил свой участок: построил дом с мансардным этажом, просторную теплицу из плексигласа, большой погреб с вентиляцией на 2 отделения (для овощей и фруктов), конюшню (у него три лошади), сеновал. Пруд роет вручную, так как не хочет резких экскаваторных работ. И даже скважину для воды собирается бурить вручную (объяснил, как это делать, получается вроде и не сложно). Дом отапливается экономичной конвекторной печью (а соседи стали делать ещё более экономичные печи Кузнецова). В мансарде у них расположены две малюсеньких спальни, и чтобы туда тоже тепло поступало, в потолке комнаты с печью проделали отверстия, в которые засунули вентилятор от компьютера. Когда семья зимовала в первый раз (тогда - одни на всё поселение), из соседней деревни приходили их проведать две бабули - живы ли. Как зашли в дом, а там - натоплено так, что пот ручьем течёт (поначалу к печке не приспособились), бабули быстро убежали. Но было приятно, что беспокоятся. Жители соседней деревни (она не видна из поселения) вообще хорошо относятся к поселенцам, поддерживают и защищают их от нападок журналистов. От журналистов порой действительно, приходится защищаться. История отражения Благодати в СМИ такова. Когда поселение только начинало строиться, из одной Ярославской газеты приехала журналистка, поговорила со многими людьми, очень вдохновилась и написала хорошую, искреннюю статью. Она была опубликована, но после этого журналистку уволили, а в Благодать приехали "заказные" корреспонденты. Всё их поведение, все вопросы свидетельствовали о том, что им проплачен материал "о секте". Они задавали безумные вопросы (типа "Правда ли, что вам запрещено бриться?", "А где у вас капище для совместных радений?" и т.п.), и вели себя так, что почти никто из поселенцев вообще не хотел с ними общаться. Несмотря на это они, разумеется, опубликовали свой "отчет" о посещении "сектантов". Тогда одна из поселенок попыталась убедить соседей, что зря они не разговаривали с журналистами, надо было объяснить, как на самом деле, показать людям, что их ввели в заблуждение. Женщина была так убеждена в своих добрых намерениях, что по мыслям её ей было дано: приехал очередной журналист с "заказом", но оказался, вроде бы, нормальным человеком. Добрая женщина всё ему объяснила, показала, поводила всюду, и чувствовала, что он понимает и принимает, что он тоже проникся их идеей. Она была так рада! И каков же был её ужас, когда спустя некоторое время ей принесли кассету с записью передачи, сделанной этим журналистом: Оплаченная передача показала именно то, за что её создателям было заплачено: секту, неадекватных людей, а сама добрая рассказчица и её муж были представлены в виде почти сумасшедших. Потом этот журналист передавал извинения, пытался объяснить, что его отстранили от монтажа материала, а оператора заставили под угрозой увольнения. Потом журналисты этого канала обещали, что никогда больше не будут участвовать в подобных провокациях. Вот такая информационная война развязана кем-то таинственным против анастасиевского движения. Но вернемся к жизни в Благодати. Зимой здесь выпадает очень много снега, и не выбраться ни на чём. Лошади в некоторых местах проваливаются так, что лежат в снегу на животе и не достают копытами до земли. Это большая проблема, так как пока люди не настолько самодостаточны, чтобы жить зиму безвылазно. Хозяин сделал специальную машину типа гоночной тачки, на колеса которой можно зимой надевать большие надувные баллоны для передвижения по глубокому снегу. Другая проблема - летом: это насекомые-паразиты. Здесь много комаров, но хуже то, что очень много слепней и оводов. Постоянно обмахиваешься и обхлопываешься, дергаясь от укусов. А лошади вообще всё время убегают в темную конюшню и стоят там безвылазно, так как в темноту оводы не залетают, а на свету изводят лошадей, доводя до сумасшествия. Сена на лошадок хозяину пока некогда заготавливать самому, приходится закупать, и поскольку завел он их больше ради удовольствия, чем из нужды, а они всё равно всё время стоят в стойле, то собирается их продать и купить вместо них корову. Электричество пока к поселению не подведено (и ещё вопрос этот не решен, так как довольно большая часть людей против подключения к централизованным электросетям). Но если летом без электричества вполне можно прожить, то зимой, когда в 5 часов вечера уже темно, без света приходится туго. В Благодати поселенцы пока приспособились пользоваться автомобильными аккумуляторами, которые заряжают в приобретённом поселением деревенском доме. А в будущем большинство планирует установить солнечные батареи (правда, остается вопрос, сколько они смогут выработать электроэнергии в короткие и пасмурные зимние дни). Хозяин показал нам место, где он поначалу думал вырыть пруд. Когда немного выкопал, оказалось, что в этом месте проходит песчаная "жила", и вода здесь никогда не сможет задерживаться. Он не расстроился, а решил использовать выкопанную яму в других целях: сделать здесь двухкамерный канализационный отстойник. Огород у него обрамлён вертикально вкопанным на полметра шифером. Это - защита от мышей, которые в первый год погрызли почти все корни. Дочь-девятиклассница ходит в школу в село, что находится в 10 км от Благодати. Первое время отец возил её до автобуса, и труднее всего приходилось зимой в снежные дни. Потом в поселении становилось всё больше постоянных жителей, и когда набралось 10 человек школьного возраста, директор школы по собственной инициативе выделил для них маленький автобус. Теперь ребят будут отвозить и привозить. А совместными усилиями многих семей и дорогу до автобуса расчистить уже не так сложно. Конечно, все мечтают о другом способе обучения, но пока что взрослые не имеют возможности заниматься с детьми сами, так как все, кто решился поселиться на ПМЖ, заняты строительством, обустройством хозяйства. По этой же причине и разные социальные мероприятия пока только в отдаленных мечтах. Изобретательный, деятельный, трудолюбивый хозяин на вопросы, касающиеся социальной стороны жизни в поселении отвечал слегка уклончиво, примерно в таком духе, что жизнь она везде одинакова - есть люди, которые хотят и любят трудиться, и у таких всё ладится и получается, а есть те, кто этого не любит, и у них за три года как не было ничего, так почти и нет. Люди схожих взглядов на жизнь собираются вместе (те, кто поддерживают использование технических средств цивилизации обсуждают, как технически сделать то или другое в своих поместьях; те, кто хочет полностью от цивилизационных "костылей" отказаться, говорят о другом, о том, что представляется важным им). Даже поселились люди каким-то образом так, что соседями оказались единомышленники. На общих праздниках, днях рождениях, которые отмечают всем поселением, происходит такое же "разделение" - каждый общается со своим кругом. Но это не мешает добрососедскому сосуществованию тех и других. Слушая это, я вспоминала истории "крепких крестьян", раскулаченных впоследствии теми, кто трудиться не хотел и потому жил в бедности, и думала, что здесь, в этих новых поселениях, есть, наверное, существенное отличие от тех историй. Здесь те, кто не так деятелен, кто ничего или почти ничего не обустроил, делают это сознательно, не желая дублировать на природе то, от чего хочется уйти. Они не завидуют и не будут завидовать "крепким крестьянам", а попробуют пойти "другим путём". И, наверное, это очень хорошо, что есть люди и с тем, и с другим подходом к новой этой жизни: через пару десятилетий можно будет сравнить их жизнь и её плоды как со стороны, так и им самим, и понять, где была истина, где - ошибки, и какого направления следует держаться потомкам. Для уточнения характера нашего гостеприимного хозяина, и вообще атмосферы, культивируемой во взаимоотношениях поселенцев, процитирую его рассказ о том, как клали кровлю на соседском доме (строительные работы в поселении сейчас являются одним из источников заработка для него). Рассказал он это в качестве примера разрешений тех или иных проблем.
" - Стали укладывать шифер. Я вижу, что делают не так. Сказал об этом. Нет, не поверили, убеждены, что делают правильно. Ну не ругаться же мне с ними! Не заставлять, или не уходить обиженным. Главное ведь - отношения любви, мир в душах. Просто сделал вместе с ними, как они хотели. В итоге увидели - действительно, не получается, я был прав. Посмеялись, разобрали, сложили всё по-новому. Главное, не навязывать человеку ничего, пусть правильное. Он сам должен убедиться в том, что это верно, а не принимать под давлением. А мне что, трудно что ли - сложить так, потом иначе?".
 
Марина Малинина, г.Санкт-Петербург, mmr7@mail.ru

--- Подпишись на рассылку "Быть добру"... --- --- Информационная политика газеты... ---

--- Приобрести экотовары "Быть добру"... ---

Поделиться в соц. сетях

Нравится





Загрузка...